На главную страницу сайта

  ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ ЧЛЕНОВ МКУ

СЕВРЮГИН ВИТАЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
доктор технических наук
руководитель направления "Научная поэтика"
e-mail: sevrugin@shaping.org

ПОЭЗИЯ – ИССКУСТВО ИЛИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

Сейчас на этот вопрос почти все ответят однозначно. Это – искусство, поскольку искусство- это художественное творчество в целом, включающее музыку , живопись, архитектуру, литературу и другие виды человеческой деятельности, отражающие в художественной форме действительность. В эстетике сущность искусства истолковывается, как подражание окружающему миру, как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем Это убеждения и взгляды людей. Но может ли под влиянием поэзии измениться мировоззрение?

ПОЭЗИЯ- это раздел литературы, отличающийся от прозы особой формой поэтической речи, минимально произносимые единицы которой, – слоги, выстроены в строгом соответствии с определенными ритмами и метрами, вызывающими особое музыкальное звучание стиха. Сами слова в поэтической речи ни чем не отличаются от слов, используемых в прозе. Сила их эмоционального воздействия зависит от подбора слов их сочетания, образности, умения найти тему интересующую слушателя. Давно замечено, что образное, иносказательное мышление вызывает более сильное эмоциональное впечатление. То есть использование слов в переносном значении, воздействует на человека сильней, чем обычные слова используемые в прямом смысле. Переносное значение слова имеет название: ТРОП и пришло это слово из Греции. Использование тропов в поэтической речи, так же увеличивает силу эмоционального воздействия на слушателя, особенно если стихотворное произведение написано в строгом соответствии с поэтическими ритмами и метрами.

Понятие метр так же пришло к нам из Греции. Ритм – характеризует количество слогов в строке (стихе), а метр характеризует время и громкость их звучания. Стопа состоит из двух, трех или более слогов. Короткий слог греки называли морой, а длинный слог был равен двум морам. В зависимости от того, как группировались длинные и коротких слоги, формировались античные стопы (ямб, хорей, пеон, ионик и т.п.). И было их более тридцати. В терминологии русского стихосложения названия: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, обозначаются как поэтические метры, а не стопы. Их всего пять. Русские метры, как и античные стопы, состоят из двух трех, а иногда и более слогов, но слоги различаются лишь ударением, а не длительностью звучания. И в этом их существенное отличие. То есть античными стопами записывались интервалы времени, а русскими метрами высота тона. Практически мора всегда звучала слабее длинного звука, а длинный звук произносился громче. Таким образом, античными стопами по существу записывалась мелодия стиха. Не секрет, что и в русском стихосложении ударные слоги обычно произносятся более длинно, чем безударные. Но их можно произносить и более кратко. Меняя длительность произнесения слогов в слове, мы получим различные мелодии стиха. Это отлично знают композиторы. А вот в греческом стихосложении мелодия уже записывалась в самих стопах. И Греки все свои стихи пели в соответствии с тем, как предписывали стопы и метры. Например, гекзаметр (шестистопный дактиль) они могли пропеть на мелодию ямба, хорея, анапеста, пеона или другого размера, поскольку. в нем укладывалось восемь двухсложных стоп, шесть или пять трехсложных, четыре четырехсложных или пять пятисложных стоп, три шестисложные стопы и т.д. Эти секреты столь разнообразного эмоционального воздействия мелодии на слушателя были со временем позабыты.

Поэзия утратила музыкальную индивидуальность, приобретя однотонный речитативный строй. С развитием письменности она стала восприниматься зрительно, а не на слух. Мир чувственного восприятия поэзии существенно снизился. Учитывая отсутствие культуры чтения стихов (они читаются как проза без пауз ударений и цезур) это привело к тому что стихи утратили всенародную любовь и стали доступны лишь элитарной части общества, избалованной модными тропами зачастую только усложняющими понимание стихов. Но поэзии возможно вернуть ей былую популярность, если обучит культуре чтения стихов. И даже русскому силабо-тоническому стихосложению можно привить музыкальность античных стихов. Так ямб с пропуском ударений на второй, шестой и т.д слоги, можно преобразовать в пеон четвертый. Например:

Фонарики-сударики
Скажите-ка вы мне.
(Метлеев)

Или, например, из анапеста и ямба составить античный пятисложный стих пентон:

Не шуми// ты рожь Спелым ко//лосом
(Кольцов)

Или из тринадцати ямбических слогов выстроить шестисложный стих такой как:

Мне этот уголок особенно приветлив.
Лощина бугорок, раскидистые ветви.
(Севрюгин)

Попробуйте прочесть первую строчку этого стиха в русской и античной метрике, и вы убедитесь, что стих приобретает совсем иную необычную мелодию, которая эмоционально более красочна. Вот как выглядит звуковая дорожка этого стиха, записанная по правилам античного стихосложения и раскрашенная в соответствии с частотной характеристикой слогов:


Не трудно заметить, что все дорожки имеют не только разные паузы между отдельными слогами, но отличаются по частоте, о чем можно судить по цвету. Все это говорит о том, что один и тот же стих производит разное эстетическое воздействие на слушателя или читателя. Важно научиться читать, а вернее петь стихи, в соответствии со своим эмоциональным вкусом. Люди с музыкальным образованием смогут их тут же положить на ноты, поскольку частотно-временная характеристика стиха, представленная в таком виде, позволяет это сделать. Но, об этом мы расскажем в другой раз.

В заключении же отметим, что музыкальная поэзия - это уже новое мировоззрение. Хотя все новое- это основательно забытое старое.

English version

© 2001-2017 Международный Клуб Учёных
E-mail: science@shaping.org